Отправлено: 31.01.10 15:18. Заголовок: ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО с зарубежными странами (продолжение 11)
...Военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами в СССР осуществлялось через 10-е ГУ ГШ ВС СССР. Многие из нас прямо, или косвенно были причастны к этому - обучали ИВС (иностранных военнослужащих), были в загранкомандировках, занимались поставками техники, вооружения и т.д. ...Времени с тех пор прошло немало, есть о чем вспомнить, о многом теперь можно рассказать.
Т-70 (Т-70М) Масса, т 9,2 (9,8) Экипаж, 2 Выпущено, шт. 8231 (1942-43) Пушка 45-мм 20-К Пулемёт 1 × 7,62-мм ДТ Тип двигателя: спаренные рядные 4‑тактные 6‑цилиндровые карбюраторные Мощность, л. с. 2 × 70 Достоинства - малые размеры и малошумность (звук танка не превышает звука автомобиля).
Под другим флагом:
- При формировании в СССР иноземных частей, 53 танка было передано Войску Польскому, 10 - чехословакам. На 16.07.45 у поляков был 41 Т-70М. Ещё 11 были переданы в 1946-47 армии и Министерству общественной безопасности.
- Захваченные вермахтом Т-70 были приняты на воор. как Panzerkampfwagen T70(r). Их было не больше 50, чаще всего они использовались в пехотных дивизиях и в полиции (Ordnungspolizei). В полиции они прослужили до конца 1944. Значительное число Т-70 со снятыми башнями использовалось в противотанковых частях вермахта в качестве тягачей противотанковых пушек 50-мм Pak 38 и 75-мм Pak 40.
Трофейный Т-70М в 98-й пехотной дивизии Вермахта. Район Вязьмы, январь 1943.
Часть из захваченных у РККА Т-60 и Т-70 немцы переделали в подвозчики боеприпасов и тягачи для артиллерии - путем демонтажа с них башни и закрытия башенного погона кустарным люком (иногда даже не металлическим, а сколоченным из досок).
Трофейный тягач на базе Т-70 тянет трофейную дивизионку ЗиС-3.
Т-34/76 и Т-70 2-го полка 1-й польской бронетанковой бригады, производят на пароме переправу через Вислу в районе плацдарма Магнушевский. Август 1944 .
Справка: Поступление бронетанковой техники в Войско Польское с июля 1943 по апрель 1945
Масса, т 11,05 Экипаж, 3 Выпущено, шт. 620 (1931-33) Эксплуатация 1931-44 Пушка 37-мм Б-3 (5К) Пулемёты 1 × 7,62-мм ДТ Мощность двигателя, л. с. 400 Скорость по шоссе, км/ч 51,6 (на колёсах - 72)
- В конце 20-х советское танкостроение было крайне слабым, танки уступали зарубежным аналогам, сроки проектирования новых машин не выдерживались, конструкторы не имеют надлежащего опыта. На заводах не хватало материалов, станков, инструментов и квалифицированных кадров.
- т.Сталин, как и всякий правоверный большевик, был одержим зудом мировой революции (а как ее сделать без танков - ведь никто добровольно в СССР вступать не будет). И вождь решил: если не получается своими силами, то будем пользоваться зарубежным опытом. Надо приглашать конструкторов, покупать образцы техники и документацию.
- В США внимание нашей делегации привлек колесно-гусеничный танк Джона Уолтера Кристи. Несмотря на то, что танк Кристи демонстрировали рекордные по тем временам показатели скорости, интереса в американской армии он не вызвал, так как в то время главным оружием США считался флот. А сухопутная армия находилась на вторых-третьих ролях и танков у нее было как кот наплакал (а зачем много танков, если вероятность вторжения супостата на территорию Штатов ничтожно мала, - поэтому в 1939-м в армии США была ОДНА (экспериментальная) рота танков в 40 машин, что конечно же говорит об агрессивной сущности американского империализма).
- Танк Кристи не совсем соответствовал нашим требованиям, но озабоченный конструктор, хоть и относился неприязненно к коммунистическому строю, в отличие от ряда других фирм охотно шёл на сотрудничество, выражая готовность продать любую техдокументацию и даже соглашался поехать на работу в СССР. Хотя, причина такой внезапной лояльности была проста: конструктору предложили очень неплохие деньги.
- Последние сомнения закупать-незакупать отпали, когда прознали, что интерес к танкам проявляет Польша. Как раз в это время, случись кому-то составить рейтинг злейших врагов СССР, то Польша точно была бы первой. В придачу, у нее была весьма мощная армия, лучшая в мире кавалерия и быстро развивающийся бронетанковый парк.
- Кстати, т.Сталин питал к Польше личную неприязнь, поскольку та осмелилась сорвать первую попытку "мировой революции" в августе 1920, когда РККА шла на Берлин и Париж. Вождь мирового пролетарита т.Ульянов(Крупский) устно и печатно хулил т.Сталина за его отказ своевременно направить 1-ю Конную с Львовского направления на усиление Западного фронта Тухачевского (которого поляки из-за этого погнали, как шведов под Полтавой), что стало причиной краха всей компании. Но ничего, т.Сталин обид не прощал, и в 39-м отыгрался на поляках по полной. С лихвой.
- В апреле 1930 договор с Кристи на поставку двух танков с сопутствующей документацией был подписан. За два танка, документацию и лицензию на производство СССР собирался заплатить 60 тысяч доляров.
- Но когда заказанные машины добрались до Союза, оказалось, что у них почему-то не хватает башен и вооружения, а техническая документация не в полном комплекте. За это с Кристи удержали $25 тыщ. Конструктор обиделся и работать в СССР не поехал.
- БТ-2 (так у нас нарекли танк Кристи) решили делать на ХПЗ (Харьковском паровозостроительном заводе).
- Новый танк, кроме самой высокой скорости, возможности передвигаться и на колесах (по хорошим дорогам), имел еще одно революционное новшество, - двигатель и трансмиссия были в корме, что делало ненужным карданный вал (это делало силуэт танка ниже на 30-50 см, и, ессно, убирало несколько тонн лишнего и бесполезного веса). Короче, танки БТ (первые в мире), имели РАЦИОНАЛЬНУЮ компоновку, + индивидуальную пружинную подвеску (типа Кристи). Кстати, даже на современных танках подвеска Кристи в советском исполнении есть лучшей в мире.
- Затраченные усилия не прошли даром, уже через 2-3 года советское танкостроение стало самым мощным в мире, в 1941-м в РККА было 24.000 танков (намного больше, чем во всех остальных армиях мира вместе взятых). На тот момент, великолепным Т-34 и КВ не было равных в мире. - А чтобы впредь не тратить народное бабло на банальную покупку у буржуев ВиВТ, т.Сталин обязал ГРУ все это добывать даром. Сказано - сделано, по масштабам добывания иноземного ноу-хау и образцов ВиВТ, советским спецслужбам тоже не было равных в мире.
За бугром:
- В ходе "зимней войны" (1939-40), финнам досталось немалое кол-во БТ-2, но о его применении сведений пока нет.
- Во время второй войны (советско-финской, 1941-44), БТ-2 доставались финнам, как правило, закопанными в землю в виде огневых точек, а те, которые были подбиты, находились в крайне изношенном состоянии.
- Часть танков была эвакуирована на ремонтную базу в Варкаус. С тех танков, которые не смогли эвакуировать, были срезаны автогеном и увезены башни с подбашенными коробками, эвакуированы также радиостанции, инструмент и боекомплект.
Масса, т 11,5 Экипаж, чел. 3 Количество выпущенных, шт. 1836-84 (1933-34) Эксплуатация 1933-45 Пушка 45-мм 20-К обр. 1937. Пулемёт 1 × 7,62-мм ДТ Скорость по шоссе, км/ч 52 на гусеницах, 72 на колёсах
- 1 августа 1937 в Картахену из Севастополя прибыл пароход «Кабо Сан-Аугустин» с 50-ю БТ-5 на борту, при 5 советских добровольцах. Основная часть советских танкистов-добровольцев, в целях секретности, прибыла на др. судне из Ленинграда. - Пятеро наших, в течение 3 суток (до прибытия штатных экипажей), перегоняли БТ-5 из Картахены в УЦ танковых войск республиканцев, расположенный в небольшом городке Арчена (км. 90 от порта).
- БТ-5 поступили на воор. 1-го отд.интернационального танкового полка (ОИТП). Экипажи - из испанцев и добровольцы из других стран. Командирами и механиками-водителями в основном были советские танкисты. - К концу марта 1938, к моменту отзыва советских танкистов-добровольцев, в 1-м ОИТП из 85 советских добровольцев в строю осталось 22 чел., а из 50 БТ-5 боеспособными оставалось всего 18 машин.
- После капитуляции республиканцев (1.04.39), ок. пяти БТ-5 перешли в руки франкистов. Впрочем, фалангисты начали использовать эти машины ещё годом ранее. Например, на Арагонском фронте в составе итальянской Raggruppamento Carristi имелось пять Т-26В (обр.1933), которые были сведены в одну “русскую” группу. В ходе боевых действий три танка были потеряны безвозвратно и заменены на трофейные БТ-5.
Отправлено: 05.10.12 16:40. Заголовок: Применение БТ-5 в ар..
Применение БТ-5 в армиях других стран.
- Формально БТ-5-е на экспорт не шли. Поставка в Испанию рассматривалась как помощь дружественной стране, хотя “пятерки” были полностью оплачены республиканцами. Как уже писалось, часть БТ-5 досталась франкистам.
- Вслед за франкистами обладателем БТ-5 стали японцы, которым в ходе конфликтов 1938-39 захватили несколько машин. Их техсостояние на момент “пленения” и дальнейшая участь неизвестны, но именно благодаря БТ-5 и БТ-7 была составлена спецификация на танк нового типа (2598 “Чи-хо”, с 47-мм пушкой), построенный в 1939.
- Во время Зимней войны финскими войсками ни одного боеспособного БТ-5 захвачено не было. С поврежденных танков, если была такая возможность, снималась башня и вооружение. В июле-августе 1941 финнам досталось около десятка относительно целых БТ-5, которые после небольшого ремонта можно было вернуть в строй. Всего же за весь период боевых действий с РККА удалось захватить 53 БТ, но финская армия приняла и использовала в боях только четыре БТ-5 и четыре БТ-7.
- Трофейные БТ крайне редко использовались в боях. Первое упоминание о применении финнами БТ относится к 22 августа 1941. Танки были объединены в танковое подразделение “Кристи” (по имени конструктора данного типа танков).
- Из-за износа машин 16 сентября 1941 г. подразделение “Кристи” было расформировано, танки отправлены в Варкаус. Эксплуатировать исправные танки финнам долго не удалось, четыре отремонтированных трофейных БТ-5 использовались до весны 1942. Летом 42-го в съёмках пропагандистского фильма о финской армии участвовал БТ-5 с бортовым № 99.
- Финны искали варианты использовании башен и вооружения, снятых с невостребованных БТ. в 44-м, когда до вторжения в Карелию оставались считанные дни, башни от 100 танков БТ передали на линию “Salpa”. Ходовую часть этих машин предлагалось переделать в бронетранспортеры, однако реализовать этот план полностью не удалось. Всего линия “Salpa” получила 38 башенных установок с 45-мм пушками и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ДТ, а также 20 башен от БТ-2 с 37-мм пушками Bofors. При этом с танков демонтировались элементы ходовой части, а корпус целиком закапывался в землю и бетонировался. После войны с них демонтировали вооружение, но сами башни и сейчас можно встретить в секторе оборонительного района Луумяки – Юнтола. С бронетранспортерами получилось ещё хуже. Согласно планам на 1942 предполагалось переделать 18 БТ-7 (по другим данным – 13) и один БТ-5, но фактически удалось построить только один не слишком удачный обр. тягача ВТ-43 на базе шасси БТ-7.
- В декабре 1941, по договору о взаимопомощи, Швеции была передана небольшая партия советской трофейной бронетехники, среди которой было три Т-37А, а также по одному Т-26 обр.1931 и БТ-5. Техсостояние двух последних танков было столь плачевным, что их решили не восстанавливать.
- Немцы, в отличии о финнов, старые “пятерки” большей частью отправляли на пункты сбора трофейной техники. Вероятно, боеспособные машины применялись полицейскими и охранными частями. В вермахте все БТ обозначались общим индексом Panzerkampfwagen BT 742(r), без разделения на модификации.
- Небольшое количество БТ-5 в июне-августе 1941 также было захвачено войсками Венгрии, Словакии и Румынии, но данные об их применении отсутствуют.
Отправлено: 06.10.12 13:14. Заголовок: - Надыбал на более п..
- Бронепоезд Словацкого отдела безопасности (Zaistovacia Divizia) на железной дороге Пинск - Гомель (1942-43). БТ-5 установлен на жд платформу, вместо пушки - 7,92 пулемет MG-08. - Бронепоезд мade in Мариупольский завод.
- Этот бронепоезд относился к т.н. "поездам защиты линий", используемых для обеспечения безопасности в тылу и для борьбы с партизанами. - Цимес в том, что БТ можно было сгрузить с платформы и применить его вместе с пехотой, или для разведки.
Захваченные японцами БТ-5 послужили прототипами для ихних 2598 “Чи-хо”.
На многих сайтах эта фотография встречается с подписью "Пленный советский танкист" или "Советский танкист сдаётся в плен". Возможно это парламентёр, прибывший для переговоров (на руке японца тоже белая повязка), но все портит механик-водитель, который сильно лыбится. Скорее всего это японская постановка для пропаганды.
БТ-7 - лёгкий колёсно-гусеничный танк (третий семейства БТ). Имел уже сварной корпус.
БТ-7 обр. 1935 Масса, т 13,9 Экипаж, 3 В 1935-40 выпущено 5328 шт. (всех типов) Эксплуатация 1935-45 Пушка 45-мм 20-К обр. 1934, Пулемёты 1—2 × 7,62-мм ДТ Движок, л. с. 400 Скорость по шоссе, км/ч 52 на гусеницах, 72 на колёсах
БТ-7М Масса, т 14.65 Экипаж 3 Пушка, 45 мм, Пулемет, 2 х 7.62 / ДТ Макс. скорость, км/ч 62 (на колесах - 86) Запас хода по шоссе гус./кол., км 400/900 Двигатель, В2/дизель Мощность двигателя, л.с. 500 Запас топлива, л 580
- Мод. БТ-7М (1939), с дизельным двигателем В-2 (тоже революционный шаг в танкостроении). Выпущено 706 шт. - Мод. БТ-7А - с 76-мм пушкой (154 шт.).
- БТ-7 не имел себе равных в манёвренности. Он стал гордостью и символом танковых войск РККА в предвоенные годы, поскольку в наибольшей степени соответствовал представлению о танках как о главной ударной силе СВ.
- Парк одних только БТ-7 в июне 1941 количественно превосходил весь танковый парк вермахта. Но была и разница - СССР наращивал выпуск машин, а Германия повышала уровень подготовки экипажей. Как итог, - наш танк выдерживал 3-5 атак, а немецкий - 10-15, что нивелировало наше подавляющее преимущество в кол-ве выпускаемых машин, и получаемых по ленд-лизу.
- Вопреки нашей пропаганде, на момент начала ВОВ БТ-7 не был устаревшим (в чем-то уступал немецким Т-3 и Т-4, но в чем-то и превосходил, а уж немецкие Т-1 и Т-2 просто ни в какое сравнение с БТ не шли).
Отправлено: 08.10.12 09:45. Заголовок: - БТ-7 на экспорт не..
- БТ-7 на экспорт не поставлялись, и в армии других стран попали только в качестве трофеев. Небольшое количество «семерок» использовалось немцами, главным образом, в полицейских частях и охранных дивизиях СС.
- Финны на базе шасси БТ-7 создали САУ поддержки пехоты БТ-42.
Масса, т 14 Экипаж, чел. 4 чел Производство: 1942—43 Эксплуатация: 1943—конец 1950-х Выпущено, шт. 18 Калибр и марка пушки: 4,5 дюймов (114 мм), Ordnance QF (114 H/18 по финской терминологии) Тип пушки: гаубица Боекомплект: 22 Дальность стрельбы, км ~3000 м Пулемёты: нет
Три трофейных БТ-7. На переднем плане - обр. 1937 с зенитной турелью П-40, второй - обр. 1937 (линейный танк), дальний - обр. 1935 с поручневой антенной на башне (командирский).
С поручневой антенной
Охрана аэродрома
Три БТ-7 на дворе Вильнюсского университета. На обороте надпись "Вильна 1941"
Зима, а танкисты в пилотках, ёпта. А ведь В.И.Ленин говорил, что "военному делу нужно учиться настоящим образом".
Немецкий десантник набрасывает связку из дымовых гранат на ствол трофейного БТ-7. Это элемент отработки учебного вопроса по «ослеплению» экипажа танка, используя связку дымовых гранат.
- трёхбашенный, на момент своего появления - сильнейший средний танк в мире (кстати, советская историография, при подсчете танков на момент начала ВОВ, их в расчет не принимала, считая "устаревшими").
Трофейный Т-28 в танковом музее г. Парола (Финляндия)
- В 1930 советскую закупочную комиссию в Англии заинтересовал новейший средний танк A6 фирмы «Виккерс», более известный как «Виккерс 16-тонный». Однако фирма «Виккерс» отказалась продать готовый образец танка ввиду его секретности и выдвинула советской стороне следующие условия для приобретения машины:
*Единовременный платёж в размере 20 000 фунтов стерлингов (порядка 200 000 рублей золотом) за ознакомление с конструкцией и развитием танков этого типа. *Заказ у фирмы «Виккерс» 10 танков этого типа по цене 16 000 фунтов стерлингов (160 000 рублей золотом) за танк без вооружения. *Дальнейший заказ у фирмы танкеток Карден-Лойд Mk VI и лёгких танков Виккерс Mk E.
- т.Сталин сказал зарвавшимся англосаксам, - "Болт вам от советской власти", и повелел самим создать такой танк, с использованием опыта, полученного при изучении образца А6 в Англии.
- С большим трудом и скрипом начали конструировать, в конце 1932, даже не дожидаясь изготовления опытного образца, решили пускать Т-28 в серию. - Развернуть производство удалось только в 1934, однако окончательно чертежи и технология производства были отработаны только к 1936.
Классификация: средний танк; танк прорыва Масса, т 25,4 Экипаж, чел. 6 Выпущено, шт. 503 (1933-40) Эксплуатация: 1933-44 (в СССР), 1940-51 (в Финляндии) Калибр и марка пушки: 76,2-мм КТ-28 обр. 1927/32 годов / 76,2-мм Л-10 (с 1939 г.) Пулемёты: 4—5 × 7,62-мм ДТ Движок, л. с. 450 Скорость, км/ч по шоссе - 42, по проселку - до 25
- Расчёт экипажа Т-28 по сост. на 1936 выглядел с.о. (сохранена орфография и пунктуация оригинала):
Командир танка (лейтенант) — помещается в главной башне № 1 справа от орудия у перископа. Ведёт огонь из ДТ, заряжает с помощью радиста орудие, командует танком.
Техник танковый младший (воентехник 2 ранга) — помещается в передней части танка в отделении управления. Непосредственно управляет движением танка, отвечает за его техническое состояние. Вне боя руководит подготовкой механиков-водителей и моториста.
Механик-водитель (старшина) — помещается в башне № 2 (левая пулемётная), ведёт огонь из пулемёта, обеспечивает уход за мотором.
Командир артиллерийской башни (младший командир взвода) — помещается в башне № 1 слева, ведёт огонь из 76-мм орудия. Отвечает за состояние вооружения танка. Вне боя руководит подготовкой пулемётчиков.
Командир пулемётной башни № 3 (отделённый командир) — помещается в башне № 3 (правая пулемётная), ведёт огонь из пулемёта. Обеспечивает уход за ходовой частью танка.
Радиотелеграфист (отделённый командир) — помещается в башне № 1, обслуживает радиостанцию, в бою помогает заряжать орудие.
Механик-водитель младший (младший командир взвода) — находится вне танка. Обеспечивает постоянный уход, чистку и смазку трансмиссии и ходовой части в предбоевой обстановке и после боя.
Моторист (младший технический состав) — находится вне танка. Обеспечивает постоянный уход за мотором, его чистку и смазку.
Операторы:
[img]http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/27/Flag_of_Finland_%281918%29.svg/22px-Flag_of_Finland_%281918%29.svg.png[/img] Финляндия — 7 танков Третий рейх — точное кол-во неизвестно, но не более 10 Румыния — два танка Венгрия — один танк
Отправлено: 10.10.12 09:35. Заголовок: Использование трофей..
Использование трофейных Т-28.
- Во время "зимней войны" (1939-40), в районе дороги на Ляхле, 17.12.39 и 6.02.40 финны захватили два практически исправных Т-28. Один из них получил в финской армии прозвище «Postijuna» — почтовый поезд — из-за того, что в нем было обнаружено большое количество фронтовой почты. - В августе 1941 финнам досталось еще 10 машин, из которых они собрали 5. Т.о., в финской армии было 7 танков Т-28, которые в составе единственной финской танковой бригады участвовали в б/д в Карелии в 1941-44, в частности, при обороне Выборга. Уже после выхода Финляндии из войны, один Т-28 был переделан в ремонтно-эвакуационную машину. - Один из захваченный финнами танков был последней модификации - Т-28Э (экранированный). На остальных Т-28 обр. 1938, силами ремонтных баз было смонтировано дополнительное бронирование по образцу Т-28Э. - На вооружении финской армии Т-28 стояли до 1951.
- В вермахте Т-28 имел обозначение Pz. Kpfw 746(r) - Panzerkampfwagen 746 (r), применялся ограниченно (их кол-во не превышало 10). Один Т-28 был доставлен на танковый полигон в Куммерсдорфе и тщательно изучен.
- Один Т-28 летом 1941 был захвачен венграми, но в боях, видимо, не использовался. В феврале 1945 этот танк был захвачен Красной армией у здания арсенала в Будапеште, где он, возможно, и стоял с 1941.
- Два трофейных Т-28, захваченных румынами, в 41-м были выставлены на центральной площади Бухареста на всеобщее обозрение (дальнейшая судьба машин неизвестна).
Отправлено: 11.10.12 10:21. Заголовок: T-34 - самый известн..
T-34
- самый известный советский танк и один из самых узнаваемых символов ВМВ (самый массовый средний танк ВМВ)
Т-34-76. Месяц назад, Берлин, Мемориал павшим советским воинам в Тиргартене (в 350 м от рейхстага (по прямой)
- Разработан в харьковском КБ под руководством М. И. Кошкина (дальнейшее развитие БТ). При его создании удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, баллистическими, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками.
- Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. По совокупности своих боевых качеств рядом специалистов и военных экспертов Т-34 был признан лучшим танком ВМВ.
Т-34 обр. 1940 Боевая масса, т 25,6-32 Экипаж, чел. 4 На воор. - с 1940 Выпущено, шт. 84 070 (1940-58) Бронирование - лоб корпуса , мм/град. 45 / 60° Пушка - 76-мм обр. 1938/39 (Л-11); 76-мм обр. 1940 (Ф-34) Боекомплект пушки 77 Пулемёты 2 × 7,62-мм ДТ Движок - V-образный 12-цилиндровый дизель Мощность, л. с. 500 Скорость по шоссе, км/ч 54, по проселку - 25 Запас хода по шоссе, км 300, по проселку - 230 Подвеска - Кристи/торсионная
Ареал Т-34
Операторы:
Польша — 118 танков, переданных в 1943-45 Югославия Чехословакия Третий рейх - нек. кол-во трофейных Финляндия - от 7 до 9 Румыния Венгрия Египет - 400 Т-34, по сост. на 1973 Сирия - 240, по сост. на 1973
Современные:
Босния и Герцеговина - 5 Т-34, по сост. на 2010 Вьетнам - 45, по сост. на 2010 Гвинея - 30, по сост. на 2010 Гвинея-Бисау - 10, по сост. на 2010 Йемен - 30, по сост. на 2010 КНДР - более 3500 Т-34, Т-54, Т-55, Т-62, Тип 59, по сост. на 2010 Республика Конго - нек. кол-во на ДХ, по сост. на 2010 Куба - ок. 900 Т-34, Т-54, Т-55 и Т-62, по сост. на 2010 Лаос - 10 Т-34-85, по сост. на 2010 Мали - 21, по сост. на 2010 Намибия - нек. кол-во Т-34, оценивающихся как небоеспособные, по сост. на 2010
- Т-34 стали поступать в войска осенью 1940. К 22 июня 1941 было выпущено 1066 танков Т-34, в приграничных округах в составе мехкорпусов насчитывалось 967 Т-34. В ходе приграничных боев большинство машин было быстро потеряно по причине слабой освоенности л/с, тактически неграмотного использования, конструктивных недостатков, недостатка ремонтно-эвакуационных средств и быстрого перемещения линии фронта, что заставляло бросать вышедшие из строя, но ремонтопригодные танки.
- Парадоксально, но к моменту Курской битвы (1943), Т-34 уже во многом устарел, хотя еще год назад уверенно мочил все вражеские танки. Тевтоны сделали сильный рывок в танкостроении, модифицированные немецкие танки и штурмовые орудия, имевшие усиленную до 70—80 мм лобовую броню, стали малоуязвимы для пушки Т-34, при этом их пушки поражали Т-34. А новинки, - длинноствольные «Тигры» и «Пантеры», вообще не оставляли Т-34 шансов. У немецких танков также была лучше оптика и приборы управления огнем, а на "Пантере" - еще и первый в мире прицел ночного видения, что в условиях Курской дуги (относительно ровная безлесая местность, сухая погода), давало дополнительные преимущества немцам и нивелировало преимущество Т-34 в лучшей проходимости. "Тридцатьчетверкам" было запрещено вступать в открытые боестолкновения с "Тиграми" и "Пантерами". Запоздало, в 1944, в серию пошла модификация - Т-34-85, с усиленным бронированием и длинноствольной 85-мм пушкой, хотя это нужно было сделать еще в 1942, когда у немцев только появился "Тигр". - Выпуск Т-34-76 на нек. заводах продолжался до июня 1944.
На службе в странах Оси
- В вермахте трофейные Т-34 получили обозначение Pz.Kpfw.747 T-34(r). Ими были вооружены 1-я, 8-я, и 11-я танковые дивизии. 3-й батальон дивизии СС «Дас Райх» под Курском имел 25 "тридцатьчетверок". На части из них немцы установили свои командирские башенки (8 танков участвовали в битве под Прохоровкой).
- Нек. кол-во Т-34 было на вооружении дивизий СС «Мёртвая голова» и «Великая Германия».
- Были и казусы, два трофейных Т-34, из 502-го тяжёлого танкового батальона, в сумерках были уничтожены по ошибке своими же.
- На шасси трофейных Т-34 монтировалась зенитная ЗСУ Flakpanzer t-34(r), - башня с четырмя 20-мм автоматическими пушками. Нек. Т-34 были переделаны в ЗСУ и эвакуационные машины.
- Т-34 использовалось в частях финской, венгерской и румынской армий, а также в Русской освободительной армии генерала А.А.Власова. В финской армии число Т-34 не превышало 9 единиц, 7 из которых эксплуатировались до 1960.
T-34 во 2 SS Panzer Division "Das Reich" (1942-43)
Т-34 3 SS Pz.Abt. 2 танковой дивизии СС "Райх" на Курской дуге, 28.07.43.
Операция "Цитадель", июль 1943.
Гауптшарфюрер SS Эмиль Seibold и экипаж его танка, 3 SS Pz.Abt 2 SS Pz. Rgt, 2 SS Pz.Div. "Das Reich", Курская дуга, лето 1943. Пишут, что с июля по август 1943 этот экипаж добился 23 побед.
Т-34-85 (ранних выпусков) Масса, т 32,2 Экипаж, чел. 5 Выпущено, шт. более 35 000 (1944-58) Бронирование Лоб корпуса, мм/град. 45 / 60° Борт башни, мм/град. 75 / 20° Пушка - 85-мм ЗИС-С-53 (б/к 56-60) Пулемёты 2 × 7,62-мм ДТ-29 Движок, л. с. 500 Скорость по шоссе, км/ч 55, (по проселку - 25) Запас хода по шоссе, км 250, (по проселку - 220)
- 85-мм пушка, в сочетании с рядом доработок, значительно повысили боевую эффективность. При возросшей общей бронезащите, Т-34-85 практ. не утратил прежней подвижности и маневренности - главного преимущества среднего танка в поединках с «Пантерами» и «Тиграми». - Т-34-85 явился классическим примером сочетания конструктивно-технологических решений, в своей совокупности, обеспечивших наилучшее соответствие тактико-техническим требованиям, предъявляемым к танку ВМВ.
- Т-34-85 производился с января 1944 по 1950, до начала производства Т-54. По лицензии, 3185 танков было произведено в Чехословакии в 1952-58, и 1980 - в Польше (1953-55). - Всего, Т-34-85 (с учётом произведенных в ЧССР и ПНР), было выпущено свыше 35 тысяч ед., а с учётом ранее выпущенных Т-34-76, общий выпуск составил ок. 80 тысяч (данные разнятся - выпускали столько, что считать было некогда). Это позволяет утверждать, что танк Т-34 являлся самым массовым танком в Мире.
- У Т-34-85, качество и надёжность узлов и агрегатов достигли наивысшего уровня, при этом, конструкция и компоновка сохранили исключительную технологичность, высокую ремонтопригодность, быстрое восстановление и ввод в строй танков, повреждённых в ходе боевых действий.
- С 1944, Т-34-85 являлся основным средним танком РККА, составлял основу танковых войск СА, вплоть до середины 1950-х, до массового поступления Т-54. Т-34-85 пережил Советскую Армию, и был снят с воор. в 1993.
Лицензионное производство на заводах Польши и Чехословакии.
- В 1949 завод ЧКД, г. Прага., приобрёл лицензию на производство Т-34-85 и САУ СУ-100. Т-34-85 выпускались до 1958 (3185 ед.), значительная часть которых, на экспорт. На базе Т-34-85 в ЧССР были разработаны и выпускались: мостоукладчик МТ-34; эвакуационный тягач CW-34, и ряд других машин.
- В 1951 лицензию на производство Т-34-85 приобрёл польский завод Burnar Labedy. В 1953 польские Т-34 были дважды модернизированы (Т-34-85М1 и Т-34-85М2). Выпущено 1380 машин.
Т-34 был (и есть) на вооружении более 40 стран:
Страны Европы и Америки; Албания, Германия, Австрия, Болгария, Кипр, Чехословакия, Куба, Финляндия, ГДР, Никарагуа, Венгрия, Польша, Румыния, Югославия.
Страны Среднего Востока и Азии: Афганистан, Египет, Ирак, Лаос, Ливия, Монголия, КНДР, КНР, Сирия, Вьетнам, Народная Демократическая Республика Йемен, Йеменская Арабская Республика
Страны Африки: Алжир, Ангола, Республика Конго, Экваториальная Гвинея, Эфиопия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Мали, Мозамбик, Намибия, Сомали, Судан, Того, Зимбабве.
Страны, где Т-34 стоял на воор. на момент 2010 г. Босния и Герцеговина - 5 ед. Вьетнам - 45 Гвинея - 30 Гвинея-Бисау - 10 Йемен - 30 КНДР - нек. кол-во Республика Конго - нек. кол-во на хранении Куба - 300 Лаос - 10 Мали - 21, боеспособность под ? Намибия - нек. кол-во, боеспособность под ?
- Т-34-57 - танк-истребитель с 57-мм пушкой ЗИС-4. В августе-ноябре 1941 выпущено не более 100 шт.
- ОТ-34 (ТО-34) — огнемётный танк. В 1942-44 выпущено 1170 ед, или около 3,3 % от общего числа выпущенных Т-34-76
Машины на базе Т-34 СУ-122 СУ-85 СУ-100 а также тягачи, самоходные краны и мостоукладчики
Египетский истребитель танков T-100 (100-мм БС-3 на шасси T-34), в израильском музее. Правее - египетский ИС-3.
Китайская 37-мм ЗСУ Тип 63 Где: Абердин, в одном из их соединенных штатов. Автор DON S. MONTGOMERY, USN (RET.)
Кубинская САУ: 122-мм гаубица Д-30 на шасси Т-34
[img]http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/02/Belgrade_serbia_kalemegdan_military_museum_%2835%29.jpg/640px-Belgrade_serbia_kalemegdan_military_museum_%2835%29.jpg?uselang=ru[/img] Югославская модернизация (семь ед.) Автор DAVID HOLT
- В период ВМВ Т-34 состояли на воор. Войска Польского, Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ) и Чехословацкого корпуса.
- С июля 1943 по январь 1945 Войско Польское получило 118 Т-34. К маю 45-го в польских частях имелось 62 Т-34.
- НОАЮ и Чехословацкий корпус получили несколько десятках един.
Интересные факты
26 октября 2006, во время антиправительственных выступлений в Будапеште, демонстрантам удалось запустить двигатели музейных Т-34-85 и БТР-152, и использовать их в столкновениях с полицией.
- Т-34 пережил Советскую Армию, так в России он был снят с воор. в 1993, а на БХВТ оставался до 2005.
Отправлено: 12.10.12 13:23. Заголовок: Боевое применение Т-..
Боевое применение Т-34
Т-34 активно применялся в локальных войнах конфликтах
Корейская война (1950-53), - Китай, Северная Корея. За период войны произошло 119 танковых боев, в которых китайско-северо-корейские танкисты подбили 34 американских танка (16 M4A3E8 «Шерман», 4 M24 «Чаффи», 6 M26 «Першинг» и 8 M46 «Паттон»), 15 из которых были потеряны безвозвратно. В свою очередь, американцы уничтожмли 97 Т-34 (ещё 18 записаны предположительно). Суэцкий кризис (1956), - Египет Венгерское восстание (1956), - СССР, повстанцы Война во Вьетнаме (1957-75), - Северный Вьетнам. Применялся в Лаосе и Ю. Вьетнаме. Операция в заливе Свиней (1961), - кубинская армия Военный переворот в Йемене (1962), - силы республиканцев. 26.09.62 6 танков Т-34 ("Свободные офицеры"), блокировали резиденцию имама Мохаммеда Аль-Бадра, и обстреляли верхние этажи, вызвав пожар. Спустя 10 часов гарнизон дворца и семья имама бежали через потайной выход. Ещё 20 Т-34 заняли позиции на столичной площади Шарар, для предотвращения возможных действий монархистов. Шестидневная война (1967), - Египет, Сирия. Египет потерял 251 Т-34, что составило почти треть всех его танковых потерь. Турецкое вторжение на Кипр (1974), - греки-киприоты Гражданская война в Анголе (1975-2002), - правительственная армия Гражданская война в Афганистане (1978-92), - правительственная армия, моджахеды Китайско-вьетнамская война (1979), - Вьетнам Ливанская война (1982), - Организация освобождения Палестины Война в Хорватии (1991-95), - Хорватия, Сербия Боснийская война (1992-95, - боснийские сербы
Отправлено: 12.10.12 23:31. Заголовок: Т-34 войнах и локаль..
Т-34 войнах и локальных конфликтах
Азия
- В 1945 в Сев. Корее был сформирован 15-й учебный тп (американские «Стюарт» и «Шерман», полученные от китайцев, и два Т-34-85). Обучали корейцев 30 советских спецов. В 1949 на основе полка сформировали 105-ю тбр (три полка, по 40 Т-34). К июню 1950 КНА располагала 258-ю Т-34-85 (во вновь сформированных пяти тп (реально - батальонах), по 15 в каждом, и в 16- и 17-й тбр (в действительности полки по 40-45 машин).
- В ходе войны (1950-53), к концу 1950 северокорейцы потеряли 239 Т-34-85, большинство из которых было подбито огнем базук и авиацией. В боях с танками, по американским данным, были подбиты 97 Т-34-85. Ответным огнем северокорейские танки подбили 34 американских.
- В 1959 во Вьетнаме был сформирован 202-й тп на Т-34-85. В 1967-75 эти танки использовались в боях с американцами вместе с Т-54 (55), ПТ-76. Последняя партия Т-34 прибыла в 1973.
- В дальнейшем Т-34-85 воевали в Кампучии, а в 1979 - в войне с Китаем. Некоторые Т-34 была переоборудованы в ЗСУ (спаренные китайские 37-мм АЗП "Тип 63"). По др. данным, эти машины были изготовлены в Китае.
Последним азиатским ТВД для Т-34 был Афган (армия и моджахеды).
Ближний Восток
- Первые 230 Т-34 прибыли в Египет из Чехословакии в 1953-56. В ходе Суэцкого кризиса (2-й арабо-израильской войны, октябрь-ноябрь 1956), израильтяне на «шерманах» и АМХ-13, подбили 26 Т-34-85.
- Новая партия Т-34-85 - 120 машин - прибыла из ЧССР еще до конца 1956. За ней - вторая (в 1962-63), а в 1965-67-м — третья, еще 130 танков. В начале 60-х поставки из СССР и ЧССР начались в Сирию.
- В «шестидневной» войне (1967), израильтяне подбили и захватили 251 Т-34-85. Потери сирийцев были меньше (танков было меньше). Кстати, на Голанах против израильтян под сирийским флагом сражались бывшие противники: немецкие танки Т-4 (Pz.lVAusf.l), полученные в конце 40-х из Чехословакии и Франции, и Т-34-85.
- В «войне судного дня» (1973) Т-34-85 использовались в меньших масштабах и в основном для решения вспомогательных задач (многие были модернизированы).
- Улучшения ради, египтяне установили на Т-34 100-мм пушку БС-3. Не останавливаясь на достигнутом, поставили и 122-мм гаубицу Д-30. Получились САУ.
- Сирийцы пошли другим путем, - гаубицу Д-30 поставили в передней части корпуса, при этом стрельба велась назад.
- В 1972 эти САУ получили артбатальоны 4-й и 91-й тбр (по 18 машин) 1-й бронетанковой дивизии. К войне 1973 обе сирийские бронетанковые дивизии (1-я и 3-я) имели на воор. Т-34-122. В ходе б/д эти САУ, в первую очередь, использовались для проведения внезапных огневых налетов по площадям и непосредственной огневой поддержки войск. В конце войны им пришлось отражать атаки израильских танков, но без особых успехов, из-за слабой подготовки расчетов для стрельбы по движущимся целям.
-Эти САУ воевали в Ливане в 1976, а затем и в войне 1982. Тут сказался еще один недостаток этих машин — на узких горных дорогах САУ часто не могли развернуться для ведения огня. Это была последняя война, в которой приняли участие Т-34-122. Вскоре из СССР прибыли современные САУ 2С1 и 2СЗ, которыми в арт. частях бронетанковых дивизий начали заменять Т-34, выводившихся в резерв.
- Т-34-85 использовались обеими сторонами в ходе войны между Северным и Южным Йеменом в 1962-67. Во время гражданской войны в Ливане их применяли как ливанские враждующие группировки, так и отряды ООП, получившей 60 танков из Венгрии. Наконец, иракские Т-34-85 использовались в войне с Ираном в 80-х.
Африка
- Начало - Западная Сахара в 1970. Эфиопия применяла Т-34 в Эритрее и против Сомали в 1977-78. Впрочем, Т-34 имелись и в составе сомалийской армии, вторгшейся в эфиопский Огаден.
- Т-34-85 поступили в отряды ФАПЛА (армия Анголы) в 1975, еще до формального провозглашения независимости. В 1976 прибыли еще 85 машин, - воевали с отрядами УНИТА и частями армии ЮАР. Неск. танков впоследствии оказались у повстанцев в Намибии, где они участвовали в б/д против юаровских войск в 1981. При этом часть танков была подбита, другие - захвачены юаровцами.
- В Латинской Америке Т-34 применялись на Кубе в 61-м. В 1960-(61?) из СССР (или Чехословакии), прибыла первая партия - ок. трех десятков Т-34-85.
- 17 апреля 1961 в заливе Кочинос у Плайя-Ларга и Плайя-Хирон, высадились противники режима Кастро. К району высадки выдвинулись пехотный полк, танковый батальон и дивизион 122-мм гаубиц.
- Вечером 17 апреля несколько Т-34-85, двигались на высадившихся колонной по шоссе, мешая друг другу вести огонь. «Гусанос» подпустили их поближе и подбили головную машину сразу из трех базук. Остальные танки отошли, пехота также вернулась на исходные позиции. К утру 18 апреля, к месту боя своим ходом прибыл весь танковый батальон из Санта-Клары, еще две танковых роты перебросили из Манагуа на трейлерах. - После артподготовки восемь батальонов армии и милиции перешли в наступление. Т-34-85 и САУ-100 двигались позади, поддерживая их огнем. К 10.30 утра они взяли Плайя-Ларга и вышли на берег, где перенесли огонь на пытавшиеся приблизиться к берегу десантные катера.
- 19 апреля в 17.30 поселок Плайя-Хирон - последний опорный пункт, был взят. Первой в поселок вошла рота Т-34-85, в головной машине находился сам Фидель Кастро, лично руководивший атакой. В Плайя-Хироне были подбиты последние два «шермана» контрреволюционеров. Правительственные же войска за всю операцию потеряли только один Т-34-85.
Европа
- В Европе Т-34 использовался трижды. Первый раз в 1956 в Венгрии. В Будапеште повстанцы захватили пять танков Венгерской Народной армии, и они приняли участие в боях с частями Советской Армии, вошедшими в город.
- В 1974 во время турецкой интервенции на Кипр Т-34-85, поставленные грекам-киприотам из Югославии и Польши, воевали с турецкими войсками.
- Последний случай боевого применения Т-34-85 имел место в ходе гражданской войны в Югославии в 1991-97. Танки этого типа использовались всеми противоборствующими сторонами, поскольку до распада Югославии они имелись в войсках территориальной обороны всех союзных республик. «Тридцатьчетверки» неплохо показали себя в б/д. Слабость их брони экипажи пытались компенсировать навешиванием на борта стальных листов или мешков с песком. Правда, Т-34-85 главным образом применялись не как танки, а как САУ, ведя огонь с места.
- Кстати, в конце 40-х югославы решили основательно модернизировать Т-34, и развернуть его серийное производство, а не приобретать лицензию на его выпуск у СССР, отношения с которым тогда резко ухудшились.
- Модернизация была серьезной, изменения не затронули только ходовую часть, подвеску и двигатель. Усовершенствования повысили боевые качества танка, но массовая модернизация так и не была развернута. Изготовили только 7 танков, которые приняли участие в параде 1 мая 1950 в Белграде.
- Поневоле, Израиль тоже стал пользователем Т-34. За три войны (1956-73) израильтяне захватили ок. 300 египетских и сирийских Т-34-85 разл. мод., включая 100-мм и 122-мм САУ на их базе. Отремонтированные машины были приняты на воор. Армии обороны Израиля и нашли применение не только в качестве учебных. Трофейные Т-34 нередко использовались в качестве бронированных огневых точек на границе.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 103
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет