[Сайт КВКУРЭ ПВО]


АвторСообщение
N.Nadych





Зарегистрирован: 16.10.08
Откуда: Украина, Одесса
Рейтинг: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.01.10 15:18. Заголовок: ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО с зарубежными странами (продолжение 8)


....Военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами в СССР осуществлялось через 10-е ГУ ГШ ВС СССР. Многие из нас прямо, или косвенно были причастны к этому - обучали ИВС (иностранных военнослужащих), были в загранкомандировках, занимались поставками техники, вооружения и т.д.
....Времени с тех пор прошло немало, есть о чем вспомнить, о многом теперь можно рассказать.

Скайп - nata nadych Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 299 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All [только новые]


N.Nadych





Выпуск: 1976, 22 взвод.
Зарегистрирован: 16.10.08
Откуда: Украина, Одесса
Рейтинг: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.10 12:27. Заголовок: МиГ-29 (по кодификац..


МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum, Фа́лкрём — англ. Точка опоры) — многоцелевой истребитель четвёртого поколения.



Дойчланд

Первый полёт - 6 октября 1977
Начало эксплуатации - 27 октября 1983
Единиц произведено - прим. 1132 МиГ-29 и 197 МиГ-29УБ
Варианты МиГ-33, МиГ-35
Длина: 17,32 м
пустой: 10900 кг
взлётный: 15180 кг
макс. взлетный: 18100 кг
Тяговооружённость: при норм. взлётной массе: 1,09 кгс/кг
Макс. скорость: на высоте: 2450 км/ч (2,3 М), у земли: 1500 км/ч (1,26 М)
Крейсерская скорость: 850 км/ч (0,8 М)
Дальность: 1430 км (с 2 ПТБ - 2100 км)
Продолжительность полёта: до 2,5 ч
Потолок: 18000 м
Вооружение - 30 мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 патронов
Боевая нагрузка: 2180 кг
Точки подвески: 7
Ресурс планера - 2,5 тыс. лётных часов, или 20 лет службы.

- В серии с 1982 г. В 1988-м МиГ-29 был впервые представлен на международном авиасалоне в Фарнборо. Активно продвигался на экспорт. К концу 1991 г. было построено ок. 1200 одноместных истребителей МиГ-29 в Москве и почти 200 «спарок» МиГ-29УБ в Горьком.

- Хорошо помню тот небольшой ажиотаж в Одесском ВВОКИУ ПВО, вызванный невиданной до тех пор открытостью - публичной демонстрацией новейшего "29-го" в Фарнборо. Не скрою, приятно было наблюдать восхищение иноземных слушателей достижением нашего авиапрома.

Модификации

- МиГ-29 — фронтовой истребитель
- МиГ-29 — экспортная модификация, поставлявшаяся в страны Варшавского договора и другие страны, в экспортную модель внесены изменения в РЛПК-29. Комплектовались ракетами Р-27Р1 и Р-27Т1, имевшими ухудшенные характеристики относительно базовых модификаций.
- МиГ-29Б — экспортная модификация поставлявшаяся в страны, не входящие в ОВД, в экспортную модель внесены изменения в систему управления вооружением (СУВ-29Э)Комплектовались ракетами Р-27Р1 и Р-27Т1 имевшие ухудшенные характеристики относительно базовых модификаций.
- МиГ-29 — фронтовой истребитель. Отличался наличием встроенной станции РЭБ «Гардения», возможностью подвески двух подкрыльевых ПТБ и увеличенной массой боевой нагрузки.
- МиГ-33 (или МиГ-29М) — дальнейшее развитие МиГ-29
- МиГ-29С — дальнейшее развитие, в номенклатуру вооружения включена ракета Р-77(РВВ-АЕ), у РЛС появился режим одновременной атаки двух воздушных целей.
- МиГ-29СД — добавлена возможность дозаправки в воздухе, увеличен ресурс.
- МиГ-29СМ — модификация МиГ-29С, с возможностью применения высокоточного оружия класса воздух-поверхность.
- МиГ-29СМТ — модернизация МиГ-29СМ
- МиГ-29К — палубный
- МиГ-29КУБ — палубный учебно-боевой
- МиГ-29КВП — опытный самолет для отработки трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки.
- МиГ-29УБ — учебно-боевой, не имеет РЛС.
- МиГ-29УБТ — конструкция близка к МиГ-29СМТ, но все же является модификацией МиГ-29УБ.
- МиГ-35 — дальнейшее развитие МиГ-29 и МиГ-33
- МиГ-29М2 — двухместный многоцелевой истребитель
- МиГ-29ОВТ — опытный вариант с отклоняемым вектором тяги, на базе МиГ-29М
- МиГ-33 (МиГ-29М) — внесены значительные изменения в конструкцию и БРЭО, расширена номенклатура воор. и увеличены топливные баки.
- МиГ-35 — глубокая модернизация МиГ-29М
- МиГ-35Д — двухместный вариант МиГ-35


Кабина пилота

Скайп - nata nadych Спасибо: 0 
Профиль
N.Nadych





Выпуск: 1976, 22 взвод.
Зарегистрирован: 16.10.08
Откуда: Украина, Одесса
Рейтинг: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.10 19:36. Заголовок: Стоит на вооружении ..


Стоит на вооружении



Страны, имеющие МиГ-29 на вооружении. Тёмно-красным - страны, в которых он был на воор. ранее


Алжир
Бангладеш
Болгария — в 1990-м 18 истребителей, 4 УБ. Два иап - ( Равнец и Ямбол).
Венгрия
Индия — первая получила МиГ-29, с 1986 г. ок. 70—80 самолётов. Потом закупили палубные: 12 одноместных МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ.
Иран — с 1990 г. 14-17 машин. Ещё какое-то число МиГ-29 перелетело из Ирака во время войны 1991 г. и поставлено на вооружение.
Йемен
КНДР — с 1988 г. 25 истребителей, 5, 57-й иап (Ончон).
Куба — c 1989 г. 12 или 16 шт. (1-й эскадрилья (Сан-Антонио-де-Лос-Банос).
Малайзия
Мьянма
Перу - в т.ч. 22 — из ФРГ.
Сирия - 20 самолетов
Словакия
Судан
Шри-Ланка
Эритрея
Югославия — в 1987-м 14 истребителей и 2 УБ. После распада страны самолёты достались Сербии.

Стоял на вооружении

Германия — с 1988 г. ГДР получила 20 истребителей и 4 УБ. После объединения Германии они были на воор. 73-й эскадры и прошли модернизацию. Один самолёт был потерян, остальные (кроме одного, оставшегося в музее) сняты с вооружения и переданы Польше в 2003-04 гг. (!?).
Ирак - С 1987 г. 40—50 шт. Много потеряно в войне 1991 г. (сбиты, уничтожены на земле или перелетели в Иран), некоторые самолёты оставались на воор. до американской оккупации в 2003 г.
Румыния — в 1989-м 10-14 истребителей и 2 УБ.
Чехословакия — в 1989-м 18 истребителей и 2 УБ. После распада страны, в 1992-м, самолёты разделены поровну между Чехией и Словакией.
Чехия — после распада Чехии досталось 9 истребителей и 1 УБ. В марте 1994 г. сгорела единственная спарка и готовить новых пилотов МиГ-29 стало не на чем. В 1995-м 9 оставшихся МиГов переданы Польше в обмен на вертолёты W-3 «Сокол».


Польша


Словакия

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/86/Mikoyan-Gurevich_MiG-29B_%289-12B%29_Serbian_AF.jpg/800px-Mikoyan-Gurevich_MiG-29B_%289-12B%29_Serbian_AF.jpg<\/u><\/a>
Югославия

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/db/MiG-29K_on_the_MAKS-2009_%2801%29.jpg/800px-MiG-29K_on_the_MAKS-2009_%2801%29.jpg<\/u><\/a>
МиГ-29К ВМС Индии

Скайп - nata nadych Спасибо: 0 
Профиль
N.Nadych





Выпуск: 1976, 22 взвод.
Зарегистрирован: 16.10.08
Откуда: Украина, Одесса
Рейтинг: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.06.10 13:01. Заголовок: Боевое применение ..


Боевое применение


"Буря в пустыне" - 1991 г.

- Ирак решил купить МиГ-29 (до 130 машин) в 1988-м, однако падение цен на нефть и международная изоляция не позволили осуществить этот план. Первые самолёты прибыли весной 1990 г. (авиабаза Талили). 36 МиГ-29 и 6 МиГ-29УБ были самыми современными истребителями ВВС Ирака, однако во время "Бури в пустыне" они не смогли проявить себя из-за полного господства в воздухе авиации Многонациональных Сил. 17 января, по данным частных исследователей, ссылающихся на иракские данные, МиГи атаковали B-52G (ракетой Р-27Р), F-111F и итальянский Tornado IDS (ракетами Р-60МК), однако они успеха не принесли. По заявлению ВВС Ирака, пилоты МиГ-29 одержали одну воздушную победу, сбив 18 января ракетой Р-60МК британский "Торнадо"; это не подтверждается и не опровергается западными источниками, поскольку самолёт, о котором идёт речь (серийный номер ZA467), пропал во время ночного вылета и причина потери самолёта после этого не была официально установлена.

- В первую ночь войны иракскими истребителями была перехвачена группа американских F-15E. Согласно свидетельствам американских пилотов, в ходе этого перехвата один из МиГ-29 случайно сбил своего товарища (по разным источникам, жертвой стал МиГ-23 или другой МиГ-29).

- 17 января F-15C 58-й эск. 33-го истреб. крыла ВВС США ракетами AIM-7M сбили 3 МиГ-29. 18 января F-15C того же подразделения ВВС США сбили 2 МиГ-29, ракетой AIM-7M и в ближнем бою соответственно.

- Кроме того, 4 самолёта перелетели в Иран (где и остались после войны) и какое-то число могло быть потеряно на земле в результате авиаударов МНС.

Эфиопо-эритрейская война (1998—2000)

- После завершения первой фазы вооружённого конфликта в 1998-м Эритрея срочно начала перевооружать свои ВВС, состоявшие на тот момент в основном из лёгких УБ самолётов. В Белоруссии было закуплено в том числе несколько МиГ-29С. Однако МиГи встретили над Африканским Рогом достойного противника: практически одновременно ВВС Эфиопии закупили в России партию более современных Су-27СК, оснащенных более совершенным вооружением. В ходе двух раундов боёв, последовавших в 1999 и 2000 гг., противники на истребителях четвёртого поколения несколько раз встречались друг с другом в воздухе. Преимущество осталось на стороне более современных Су-27СК : они сбили по одному самолёту противника 25 и 26 февраля 1999 г., а также 16 мая 2000 г. Кроме того, в бою 16 мая один МиГ был тяжело повреждён и, возможно, не подлежал ремонту. Т.о., в ходе конфликта было потеряно 3 или 4 МиГ-29.. По нек. сведениям, за время б/д истребителям МиГ-29 удалось сбить три эфиопских МиГ-21.

Операция НАТО против Югославии (1999)

- У югов было 16 МиГ-29, (127-я иэ 204-го иап.(аэродром Батайница, возле Белграда). Использовались они ограниченно, совершив 11 боевых вылетов. В ходе вылетов на МиГ-29 периодически происходили отказы бортового оборудования, что затруднило ведение воздушных боёв и стало причиной послевоенного разбирательства. После того, как 4 мая в воздушном бою погиб командир 127-й эскадрильи полковник Миленко Павлович, вылеты на перехват пилотируемых самолётов противника прекратились.

- По нек. данным, МиГ-29 одержали 6 побед, в т.ч. им приписывали уничтожение 27 марта самолёта-«невидимки» F-117 и что эта победа была записана подполковнику Гвоздену Дюкичу. Но F-117 был сбит зрб под командованием Золтана Дани. Собственные потери оказались значительными: всего было потеряно 11 МиГ-29, из которых 6 сбито в воздушных боях и 5 списано по разным причинам (в основном уничтожены на земле).

Каргильская война (1999)

- В ходе операций против кашмирских боевиков и подразделений пакистанской армии во время Каргильской войны в мае—июле 1999 г. индийские МиГ-29 выполняли эскортирование истребителей-бомбардировщиков «Мираж» 2000, с которых применялись бомбы с лазерным наведением.

Конфликт в Дарфуре (2003—н.в.)

- ВВС Судана получили несколько МиГ-29 в 2003—04 гг, обязавшись при этом не использовать их в б/д в Дарфуре, где продолжался межэтнический конфликт. Однако это обязательство не было выполнено, и в мае 2008 г. дарфурским повстанцам удалось сбить один МиГ-29 в районе Омдурмана. По нек. сведениям, его пилотировал кто-то их бывших наших, (погиб при катапультировании).

Другие эпизоды

- Два йеменских МиГ-29 совершили несколько боевых вылетов во время короткой гражданской войны в Йемене в 1994 г.

- Один МиГ-29УБ ВВС Кубы участвовал в инциденте 24 февраля 1996 г., когда были сбиты два лёгких самолёта Цессна 337 частной организации «Братья-спасатели», базирующейся в США. Эти самолёты выполняли поиск плавсредств с кубинскими эмигрантами во Флоридском проливе. Существуют противоречивые данные относительно того, вторгались ли Цессны в воздушное пространство Кубы или нет, но они были перехвачены истребителями МиГ-23 и МиГ-29. После ряда сигналов, МиГ-29 сбил самолёты ракетами Р-73.

Итоги воздушных боёв МиГ-29 с F-15 и F-16 в ходе войн и конфликтов

- В 1975-76 г.г. на вооружение США поступили истребители 4-го поколения F-16 и F-15. В СССР МиГ-29 (также являясь истребителем 4-го поколения) был принят на воор. в 1983 г.

- В ходе Войны в Персидском заливе 1991 г. и операции НАТО против Югославии в 1999 г. были отмечены воздушные бои МиГ-29 против F-16 и F-15.

- По официальным данным США и НАТО, в ходе указанных войн и конфликтов, истребителями F-15 и F-16 в общей сложности было уничтожено 11 истребителей МиГ-29 без потерь со своей стороны.

- На сайте МО Сербии, Нейбоша Дуканович, бывший в 1999 г. командиром 127 эскадрильи (летавшей на МиГ-29), подтвердил, что 6 МиГ-29 были потеряны в воздушных боях.
F-15 F-16
победы МиГ-29 0 0
потери МиГ-29 9 2

- Однако, оценивая эти итоги, надо иметь в виду. что то были МиГи экспортных модификаций и пилотировались они отнюдь не асами. Да и воздушные бои проходили в условиях сильного превосходства военного потенциала противника.

Скайп - nata nadych Спасибо: 0 
Профиль
N.Nadych





Выпуск: 1976, 22 взвод.
Зарегистрирован: 16.10.08
Откуда: Украина, Одесса
Рейтинг: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.06.10 17:38. Заголовок: http://airwar.ru/ima..




Чехословакия


Индия


Малайзия


Перу


Арсенал 29СМТ

Скайп - nata nadych Спасибо: 0 
Профиль
N.Nadych





Выпуск: 1976, 22 взвод.
Зарегистрирован: 16.10.08
Откуда: Украина, Одесса
Рейтинг: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.10 09:48. Заголовок: http://airwar.ru/ima..



ГДР


Ирак


Индия, аэ "Черные лучники"


Скайп - nata nadych Спасибо: 0 
Профиль
N.Nadych





Выпуск: 1976, 22 взвод.
Зарегистрирован: 16.10.08
Откуда: Украина, Одесса
Рейтинг: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.10 09:15. Заголовок: МиГ-31- (по кодифика..


МиГ-31- (по кодификации НАТО: Foxhound, Фо́ксхаунд — англ. Лисья гончая) — двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего действия. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения.

- Предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на малых, предельно малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также тепловых ловушек. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800—900 км.

Первый полёт 1975
Начало эксплуатации 1980
Годы производства 1975-94
Произведено более 500 самолётов МиГ-31 и МиГ-31Б.
Базовая модель МиГ-25
Экипаж: 2 человека
Масса пустого: 21820 кг
С полной заправкой: 39150 кг
Макс. взлетная масса: 46750 кг
Масса топлива: 17330 кг
Макс. допустимая скорость на высоте: 3000 км/ч (2,82 М)
Крейсерская скорость:
o форсажная: 2500 км/ч (2,35 М)
o бесфорсажная: 950 км/ч (0,9 М)
Дальность:
o на форсажной крейсерской скорости: 1500 км
o на бесфорсажной крейсерской скорости:
+ без ПТБ: до 3000 км
+ с ПТБ: до 3300 км
Радиус: 720 км
Продолжительность полёта: до 3,3 ч
Потолок: 20000 м
Вооружение пушечное: шестиствольная ГШ-6-23 (б/к: 260 патронов)
Точки подвески: 6 для ракет + 2 для ПТБ

- Боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности (впервые в мире РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой. В 1977 г. началось производство МиГ-31 в Горьком. Первая серия состояла всего из двух самолётов, вторая — из трёх, третья — из шести. Все эти самолёты предназначались для проведения лётных испытаний. Новые перехватчики стали поступать на вооружение ПВО в 1980-м. В частях ПВО МиГ-31 пришли на смену Су-15 и Ту-128. В сентябре 1983 г. "31-е" заступили на боевое дежурство на ДВ — на аэродроме Сокол, остров Сахалин.

- Основу системы управления вооружением составляла РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) РП-31 Н007 «Заслон», имеющая дальность обнаружения воздушных целей типа «истребитель» до 180 км (для цели с ЭПР 19м²) (дальность автоматического сопровождения — 120 км). На модернизированном самолёте МиГ-31БМ макс. дальность обнаружения воздушных целей увеличена до 320 км. На автоматическое сопровождение принимаются до десяти целей, а новейшие комплексы «Заслона» отслеживает до 30 целей и одновременно может атаковать до 12 целей. Бортовой компьютер «Аргон-К» выбирает из них четыре наиболее важные, на которые одновременно могут наводиться четыре ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-33 (Р-33С).

- Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТП, который размещён под носовой частью фюзеляжа (дальность обнаружения — зависит от состояния атмосферы и степени «нагретости» цели. Дальность от 0 км до бесконечности). В полётном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж, а в рабочем — выпускается в поток. Он сопряжён с РЛС и предназначен для пассивного обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам Р-40ТД и Р-60 с ТГС.

- Пилотажно-навигационное оборудование самолёта МиГ-31 включает систему автоматического управления САУ-155МП и прицельно-навигационный комплекс КН-25 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А с цифровым вычислителем «Манёвр», радиотехнической системой ближней навигации «Радикал-НП» (А-312) или А-331, радиотехнической системой дальней навигации А-723 «Квиток-2». Дальняя радионавигация осуществляется посредством двух систем: «Тропик» (аналогична системе «Лоран») и «Маршрут» (аналог — система «Омега»).

- Самолёт оснащен средствами РЭБ радиолокационного и ИК-диапазонов и способен выполнять боевые задачи, взаимодействуя с наземной автоматизированной цифровой системой управления (АСУ «Рубеж»), работающей в режимах дистанционного наведения, полуавтономных действий (координатная поддержка), одиночно, а также в составе группы из четырёх самолетов с автоматическим внутригрупповым обменом информации. Цифровая помехозащищённая система связи обеспечивает автоматический обмен тактической информацией в группе из четырёх перехватчиков, удалённых один от другого на расстояние до 200 км и наведение на цель группы истребителей, имеющих менее мощное БРЭО (в этом случае самолёт выполняет роль пункта наведения, или ретранслятора).

Принципиальные отличия версии МиГ-31БМ:

- Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно сопровождать до 10 воздушных целей, 6 из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С или Р-37 (последние — на дальность до 280 км). Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, соответствующей М=6, улучшены другие характеристики комплекса

- Модернизированные варианты самолета могут оснащаться противорадиолокационными ракетами Х-31П, Х-25МП или X-25МПУ (до 6 единиц), противокорабельными УР X-31А (до 6), ракетами класса «воздух-поверхность» Х-59 и Х-29Т (до 3) или X-59М (до 2), до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Макс. масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.

- Он имеет принципиально новую компоновку обеих кабин. Основным недостатком прежней компоновки являлось отсутствие у летчика информации о тактической обстановке: командир не знал, что делает штурман. Теперь в передней кабине с правой стороны приборной доски установлен многофункциональный ЖК-индикатор размером 6х8 дюймов (аналогичный использованному на МиГ-29СМТ). Более существенным изменениям подверглась кабина штурмана-оператора, в которой расположено три таких индикатора, на которые может выводиться самая разнообразная информация (тактическая, навигационная, радиолокационная, «картинки» телевизионных датчиков управляемых средств поражения и т. п.). Самолет получил также индикатор на лобовом стекле, заменивший прежний ППИ.

- Навигационный комплекс, которым оснащается модернизированный МиГ-31БМ, в значительной степени унифицирован с МиГ-29СМТ (в его состав входит приемник спутниковой навигации).

- На экспортном варианте этого истребителя — МиГ-31ФЭ — могут устанавливаться и интегрироваться образцы вооружения и оборудования западного производства.

- Для МиГ-31 с 4 ракетами и двумя подвесными баками, пуском ракет на середине пути, сбросом подвесных баков после их выработки и выпущенной ПМК дозвуковая практическая дальность и продолжительность полёта составляют соответственно 3000 км и 3 ч. 38 мин.

Модификации

* МиГ-31Б — серийная модификация, оснащённая системой дозаправки в воздухе
* МиГ-31БС — модернизированный до уровня МиГ-31Б
* МиГ-31БМ — модернизация 1998 г., современная версия МиГ-31.
* МиГ-31Д — экспериментальная модификация, способная нести противоспутниковую ракету «Ишим».
* МиГ-31ЛЛ — летающая лаборатория
* МиГ-31М — модернизированный в 1993 истребитель-перехватчик с усиленными вооружением, РЛС, БРЭО
* МиГ-31Ф — многоцелевой фронтовой истребитель, предназначенный также для атак наземных целей (проект принципиально нового самолёта)
* МиГ-31ФЭ — экспортный вариант самолёта МиГ-31БМ
* МиГ-31Э — экспортный вариант с упрощённым БРЭО
* Миг-31ДЗ — серийный, оборудованный системой дозаправки в воздухе (отличается от МиГ-31Б расположением штанги дозаправки (на МиГ-31ДЗ штанга установлена слева по полёту) и оборудованием второй кабины

- Есть противоречивая инфа о закупке Китаем 24 самолетов в еще в первой половине 1990-х.


- Сюжет за МиГ-31 можно было и не выкладывать на эту ветку, поскольку он не вписывается в рамки советского ВТС, если бы, не маленькое НО ...

- Летом 1990-го, в аккурат перед захватом Кувейта, СССР посетила важная иракская делегация, в т.ч. на предмет закупки новых образцов ВиВТ.
- Иракский адъюнкт майор Мохаммед Росоол (заканчивал Одесское ВВОКИУ ПВО по РЭБ, кажется, в 82-м), как агент Мухабарата (а может и резидент, - ХЗ, одним словом "сильный пуриц"!!), очевидно был ознакомлен с некоторыми результатами переговоров. С очень довольным видом он рассказывал мне, что члены делегации были очень удовлетворены увиденным (ну так гласность была!). С его слов им "показали всё, даже МиГ-31" (чего они по всей видимости не ожидали). Так, что, Ирак был кандидатом №1 на покупку МиГ-31.
- Но в августе 90-го Саддам заграбастал Кувейт. ООН наложила санкции, которые закончились "Бурей в пустыне" (1991) и широкое и глубокое советско-иракское ВТС почти накрылось медным тазом.



- 22 апреля, год прим. 1990-й. (день рождения В.И.Ульянова-(Крупского), - кто забыл). Иракская национальная группа (на тот момент были только эти адъюнкты, курсанты уже обучались дома) перед памятником вождю мирового пролетариата после возложения цветов.
- Крайний слева и есть тот самый майор Мохаммед Росоол. Крайний справа - старший иракской национальной группы подполковник Моаты Наджи Саид, кстати, - курд по национальности.

Скайп - nata nadych Спасибо: 0 
Профиль
N.Nadych





Выпуск: 1976, 22 взвод.
Зарегистрирован: 16.10.08
Откуда: Украина, Одесса
Рейтинг: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.10 15:11. Заголовок: За иракского адъюнк..


За иракского адъюнкта подполковника Моаты Наджи Саида (старшего иракской национальной группы), который на верхнем снимке крайний справа.

- Из всех иракцев, которые в общем-то народ специфичный, он мне был по душе больше всех. Всегда спокоен, корректен, выдержан, вежлив и т.д. Кроме этого чувствовалось, что за пазухой он камень не держит. Поверьте на слово, - иногда в общении с некоторыми ИВС это чувствовалось.
- Дело было году в 89-90-м. Иду как-то по коридору в свой кабинет, а из него выходит он с початой коробкой хороших конфет. Говорит, - Угощайтесь. Взял одну, поблагодарил, он говорит, - Возьмите ещё. Взял ещё. Перекинулись парой фраз. Захожу к себе (а в кабинете мы были двое, - я и завделопроизводством офицерских курсов - Светлана Ивановна, кстати, дочь начальника Одесского ВТУ ПВО во второй половине 50-х генерал-майора Архипова). Вот она мне и говорит, что Моаты присвоили звание подполковника. Тут я понял причину угощения им конфетами, а в коридоре из-за неяркого освещения, я не обратил внимание на новую звезду на его погонах.
- Надо было "исправлять" ситуацию. Зашел в его в кабинет (через пару дверей от нас, он обитал там с адъюнктом Джалилом) и сердечно, от всей души (не побоюсь этого слова) поздравил его с очередным воинским званием. Кажется, даже приобнял его. По его глазам заметил, что он был тронут таким открытым проявлением мной нескрываемых добрых чувств к нему.
- Мы были почти ровесниками, значит ему сейчас чуть за 50. Как он там? Жив ли ещё в той кутерьме? Надеюсь на лучшее и желаю ему всего самого доброго.

Скайп - nata nadych Спасибо: 0 
Профиль
N.Nadych





Выпуск: 1976, 22 взвод.
Зарегистрирован: 16.10.08
Откуда: Украина, Одесса
Рейтинг: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.06.10 10:52. Заголовок: - В иракской армии з..


- В иракской армии зимней формы одежды, в нашем понимании, нет. То есть, она есть, но для нашей зимы она не всегда подходит. Зимняя куртка, например, вполне выполняла свое назначение одесской зимой, а вот зимнего головного убора (шапки) у них не было предусмотрено. Согласно контракта на обучение, адъюнктов мы формой не обеспечивали. Поэтому адъюнкты (и иракские и сирийские и ливийские) покупали гражданскую шапку и носили ее при униформе. Конечно, можно было заставить их приобрести нашу армейскую зимнюю шапку, но такое никому в голову не приходило. На всякие построения адъюнкты не привлекались, поэтому шапки гражданского образца начальству глаза не мозолили.
- Так вот, у подполковника Моаты Наджи Саида была просто шикарная шапка такой роскошности, что я ни до, ни после, такой нигде не встречал. Это был просто шедевр в мире шапок.


Скайп - nata nadych Спасибо: 0 
Профиль
N.Nadych





Выпуск: 1976, 22 взвод.
Зарегистрирован: 16.10.08
Откуда: Украина, Одесса
Рейтинг: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.06.10 15:59. Заголовок: - В то утро, что на ..


- В то утро, что на снимке (22.04 - день рождения Ильича) после возложения цветов к подножию памятника "основателю Коммунистической партии и Советского государства" нашими кафедрами и службами, начали возложение курсанты и слушатели факультетов (после возложения курсанты и слушатели уходили в столовую на завтрак, а наше командование подразделений становилось в почетный строй напротив памятника). Так вот, перед началом церемонии все слушатели офицерских курсов были в строю (старшие групп с букетами) и только иракцы были без цветов, потому как запаздывал старший иракской национальной группы подполковник Моаты Наджи Саид. Это вносило маленькую нервозность. Факультеты (ЗРВ и РТВ) прошли, начали возлагать цветы группы офицерских курсов. И вот тут он (Моаты) появляется через КПП и ускоренным шагом идет к памятнику с роскошным венком (такого большого не было ни у кого), Он приостановился (на глазах у командования училища), выискивая глазами наше подразделение. Надо было разрулить ситуацию и я пошел ему навстречу и махнул рукой, чтобы он двигался быстрее. Успел он тютелька в тютельку, - как раз к моменту подхода к памятнику иракской группы, - возложил венок, стал в строй группы и они (иракская национальная группа) секунд 20 стояла перед памятником отдавая почести вождю. Оркестр училища (лучший в ОдВО), исполнял соответствующие мелодии. Чувствовалось торжество.
- В тот день от Ирака был самый большой венок (остальные возлагали цветы в букетах, или корзинах).

Скайп - nata nadych Спасибо: 0 
Профиль
N.Nadych





Выпуск: 1976, 22 взвод.
Зарегистрирован: 16.10.08
Откуда: Украина, Одесса
Рейтинг: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.06.10 11:35. Заголовок: - О цветах. Не припо..


- О цветах. Не припомню, кто именно (но араб точно), как-то спросил меня, - Почему мы дарим женщинам цветы? Я чуть оторопел от такого вопроса, но сообразил, что у них там края полупустынные как минимум и цветы там просто не растут, а если женщинам и дарят подарки, то только материального плана (ну, так у них принято).
- Поэтому наши заморочки - дарить какие-то растения вместо материальной вещи - им кажутся смешными. Я как мог объяснил ему, что цветы, - они такие красивые, женщины их очень любят, что подарок - это вещь материальная, а цветы - это знак внимания и подарок как-бы духовный, который женщину никчему не обязывает, в отличии от подарка материального и т д.
- Не уверен, что смог ему правильно донести этот аспект нашей культуры. Непросто все это ...


Скайп - nata nadych Спасибо: 0 
Профиль
N.Nadych





Выпуск: 1976, 22 взвод.
Зарегистрирован: 16.10.08
Откуда: Украина, Одесса
Рейтинг: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.06.10 11:15. Заголовок: - На выходные приез..


- На выходные приезжали в гости родственники с Николаева, так один из них - Петр Алексеевич, работал на Николаевском ЧСЗ (Чорноморском судостроительном заводе), крупнейшем на Черном море. (У Петра Алесеевича - золотые руки и кроме таланта - два образования - техникум и институт). Он своими руками строил ТАКР (тяжелые авианесущие крейсера) "Адмирал Кузнецов", "Варяг", и атомный "Ульяновск".
- Кстати, "Адмирал Кузнецов", пока строился, четыре раза менял название, - "Советский союз" (проект, по др. данным "Кремль"), "Рига" (закладка), "Леонид Брежнев" (спуск на воду), "Тбилиси" (испытания), и наконец - "Адмирал Кузнецов"). Названия "Леонид Брежнев" и "Тбилиси" я запомнил хорошо, потому как они мне часто попадались на глаза при прохождении на катере по касательной мимо завода на морвокзал.

- Так вот, Пер Алексеевич вспоминал, что с конца 1989 по 91 г. на ЧСЗ для строящегося по советскому проекту в Индии крейсера, в 13-м (механическом) цехе изготовили линию гребного вала. С Питера доставили гребной винт (или два). Затем рабочие 44-го цеха собрали все это, потом разобрали и упаковали для отправки в Индию.
- Для установки на индийский крейсер линии гребного вала и главного упорного подшипника с 44-го цеха ЧСЗ в Бомбей на год выезжала заводская бригада (12-15 чел.), затем повторно еще на полгода. Крейсер строился с помощью англичан и норвегов. Само собой, участвовали и наши, - ленинградцы (машина) и николаевцы (котлы). Петр Алексеевич тоже должен был ехать в Бомбей, но что-то не получилось.
- По рассказам специалистов ЧСЗ, выполнявших бомбейский контракт, там была сильная антисанитария (улицы загажены), поэтому вечером даже обмывали ноги раствором марганцовки; на улицах много попрошаек, но давать им ничего нельзя было, потому что остальные бродяги просто раздели бы дающего.

Скайп - nata nadych Спасибо: 0 
Профиль
N.Nadych





Выпуск: 1976, 22 взвод.
Зарегистрирован: 16.10.08
Откуда: Украина, Одесса
Рейтинг: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.06.10 09:43. Заголовок: - Cоскучился я по Аф..

Скайп - nata nadych Спасибо: 0 
Профиль
N.Nadych





Выпуск: 1976, 22 взвод.
Зарегистрирован: 16.10.08
Откуда: Украина, Одесса
Рейтинг: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.06.10 13:31. Заголовок: Экскурс в страноведе..


Экскурс в страноведение (была такая дисциплина в системе командирской подготовки офицеров Одесского ВВОКИУ ПВО)


Республика Мозамбик, - бывшая португальская колония


Независимость - с 25 июня 1975 (от Португалии)
Официальный язык - португальский
Столица Мапуту
Территория - 801 590 км² (35-я в мире)
Население - 21 284 700 чел. (55-е), 25 чел./км²
Годовой прирост — 1,8 %.
Фертильность — 5,2 рождений на женщину (21-е место в мире).
Младенческая смертность — 106 на 1000 (7-е место в мире).
Средняя продолжительность жизни — 41,2 года (221-е место в мире).
Городское население — 37 %
Этнический состав — негры 99,66 % (махува, цонга, ломве, сена и проч.), мулаты 0,2 %, индийцы 0,08 %, белые 0,06 %.
Религии — католики 24 %, мусульмане 18 %, христиане-сионисты 17 %, другие 18 %, атеисты 23 %
Грамотность — 48 % (63 % мужчин и 32 % женщин)
ВВП на душу населения в 2009-м - ок. 900 долл. (218-е место в мире).

- В 1962 г. несколько антиколониальных политических групп объединились в Фронт освобождения Мозамбика (FRELIMO), который в сентябре 1964 г. инициировал вооружённую борьбу против португальской колониальной власти. С самого начала фронт поддерживал тесные контакты с повстанческими группами Анголы (МПЛА) и Гвинеи-Бисау (ПАИГК). ФРЕЛИМО, опираясь на базы в Танзании и поддержку СССР и Китая, вел активные боевые действия в северных регионах страны.

- После военного переворота в Португалии, известного как Революция гвоздик, Мозамбик получил независимость 25 июня 1975 г.

- Руководитель ФРЕЛИМО маршал Самора Мойзес Машел, (погиб в странной авиакатастрофе в середине 80-х) начал "коренные социально-экономические преобразования) - установил однопартийную систему с ориентацией на соц. лагерь, распустил религиозные учебные заведения, демонтировал традиционную систему управления с опорой на вождей, ввел плановую экономику, каковой процесс сопровождался крупной национализацией, плохо продуманной аграрной реформой и изгнанием всех португальских поселенцев, что лишило новую страну практически всего корпуса квалифицированных специалистов. Само собой, экономике пришел 3,14здохен швах.

- При поддержке Южной Родезии и ЮАР в стране сформировалась вооруженная оппозиция режиму, началась гражданская война, которая сопровождалась значительными жертвами среди мирного населения, нанесением обширного ущерба инфраструктуре, миграцией большого количеством беженцев. Военные действия завершились только в 1992 г., после изменения политической картины региона.

- Мозамбик являлся нашим контрагентом в вопросах ВТС, мы клепали его военные кадры по всей номенклатуре ВУС. В стенах Одесского ВВОКИУ ПВО мозамбикские слушатели получали даже высшее военное образование (у нас был филиал Калининской ВКА).




На флаге и гербе Мозамбика изображен автомат АКМ (на флаге более натуральный, а на гербе - с китайским откидным игольчатым штыком)



Одесское ВВОКИУ ПВО. Вторая половина 80-х. Мой "собутыльник", - начальник клуба Гена Додонов с замполитом мозамбикской национальной группы.

Скайп - nata nadych Спасибо: 0 
Профиль
N.Nadych





Выпуск: 1976, 22 взвод.
Зарегистрирован: 16.10.08
Откуда: Украина, Одесса
Рейтинг: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.06.10 08:14. Заголовок: Продолжение за Мозам..

Скайп - nata nadych Спасибо: 0 
Профиль
N.Nadych





Выпуск: 1976, 22 взвод.
Зарегистрирован: 16.10.08
Откуда: Украина, Одесса
Рейтинг: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.06.10 12:18. Заголовок: - В 80-х мозамбикцы ..


- В 80-х мозамбикцы чуть поменяли флаг (изменили систему расцветки), и начальник клуба подарил мне старый, ставший ему ненужным. Есть у меня снимок меня родимого на фоне того флага, но я уже третий день мудохаюсь и не могу его выложить, - радикал, блин, не тянет, а моего юного друга Артура (не подумайте плохого, - соседа, четырнадцати лет, компьтерного гения) мама увезла в Париж на пару недель.
- И пока он не вернется, сам я, очевидно не смогу это фото загрузить.

- Кстати, в прошлом годе, в рамках 4-й партконференции, будучи в Звездном городке, я насобирал десяток елочных шишек недалеко от дома где жил Гагарин (вблизи спортплощадки, где Юрий Алексеич по утрам делал физзарядку). Эти шишки я дарю местным пацанам с добрыми напутствиями, - делать жизнь с Гагарина. Так вот, - одна из этих шишек - у этого компьютерного гения Артура! Да, чуть не забыл, - ещё одна из этих шишек уехала даже в Калифорнию!!! Туда ее увезла внучка моей соседки (живут они там). Кстати, соседка эта (дверь напротив) является праправнучкой генералиссимуса А.В.Суворова!!!

Скайп - nata nadych Спасибо: 0 
Профиль
N.Nadych





Выпуск: 1976, 22 взвод.
Зарегистрирован: 16.10.08
Откуда: Украина, Одесса
Рейтинг: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.06.10 11:19. Заголовок: http://jpe.ru/1/big/..



Примерно 1990-й. Слева мой кум - начальник курса подполковник Вавилов Виталий (Орджоникидзевское ЗРКУ ПВО) со своим бывшим подопечным курсантом (в начале 80-х), а в 90-м уже адъюнктом Одесского ВВОКИУ ПВО ливийским капитаном Мабрук Ахмамедой (справа). Это они в селе под Одессой прикупили барашка для шашлыка и пр. излишеств. Двое мужчин (по центру) разделывают покупку на месте.


Они в селе Малая Долина под Одессой, где проживал тогда Виталий у тетки (пока не построил свой дом).


Ихние дети: Лицом к нам Женя (сын Виталия), а спиной - сын Мабрука


Наши дни, Ливия. Сын Мабрука, - который стоял спиной на предыдущей фотографии.

Скайп - nata nadych Спасибо: 0 
Профиль
N.Nadych





Выпуск: 1976, 22 взвод.
Зарегистрирован: 16.10.08
Откуда: Украина, Одесса
Рейтинг: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.06.10 11:15. Заголовок: http://jpe.ru/1/big/..



Кум Виталий, апрель с.г. Он в ливийской военной куртке

Скайп - nata nadych Спасибо: 0 
Профиль
N.Nadych





Выпуск: 1976, 22 взвод.
Зарегистрирован: 16.10.08
Откуда: Украина, Одесса
Рейтинг: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.06.10 15:55. Заголовок: - Бывший ливийский а..


- Бывший ливийский адъюнкт (который на снимках выше), а теперь полковник Мабрук Ахмамеда (начальник кафедры в училище ПВО г. Мисюрата) весной с.г. залетал в Одессу на очень короткое время. Я его, к сожалению, не увидел, а хотелось бы. Но что-нибудь придумаем!

Скайп - nata nadych Спасибо: 0 
Профиль
гануся



Зарегистрирован: 07.04.09
Откуда: Украина, Одесса
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.06.10 15:53. Заголовок: Я сейчас на берегу, ..


Я сейчас на берегу, в отпуске.
Вспоминаю, как ребята рассказывали, что на "Капитане Чиркове" (еще до меня на нем) они в начале Ирано-иракской войны (1980-88), везли груз на Ирак (танки). Сгрузивши их для Ирака в кувейтском порту Шуайба, они потом сразу пошли на соседний Иран и там выгрузили противотанковые пушки. Такова была политика.

Спасибо: 0 
Профиль
гануся



Зарегистрирован: 07.04.09
Откуда: Украина, Одесса
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.06.10 09:43. Заголовок: Во время моей "с..


Во время моей "службы" на "Капитане Чиркове" - (1982-86), при перевозке грузов в Ирак не припомню военной техники в открытом виде (танки, пушки и т.д.). Груз всегда был только в ящиках, больших и малых. Вероятно, танки россыпью и другие боевые машины, перевозили другие суда.

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 299 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 55
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 50 месте в рейтинге
Текстовая версия

Flag Counter